Xiaomi взял смартфоны в свои руки
Вендор переходит на прямые поставки в Россию
Газета «Коммерсантъ» №141 от 11.08.2021, стр. 9
Xiaomi начал ввозить свои смартфоны в Россию напрямую через дочернюю компанию. Это позволит бороться с серым рынком, поскольку сейчас каждый пятый смартфон Xiaomi ввезен неофициально и по объему серого импорта компания лидирует среди конкурентов. В результате прямых поставок цена на официально ввезенные гаджеты снизится на 10–15%, прогнозируют эксперты.
Xiaomi начал поставлять смартфоны через российское дочернее ООО «Сяоми», рассказали “Ъ” в нескольких дистрибуторах. В пресс-службе Xiaomi подтвердили, что начинают локализацию поставок: «Мы приложим все усилия, чтобы поставить в Россию еще больше устройств в течение года». Пока прямые поставки совсем небольшие — в первом полугодии так ввезено 2,4 тыс. устройств, а всего — 5,3 млн устройств (на 133% больше, чем годом ранее), указано в отчете аналитического центра GS Group.
По данным этого центра, у Xiaomi в России три основных дистрибутора: diHouse (входит в «Ланит»), «Марвел-Дистрибуция» и DNS, на них приходится почти 90% поставок вендора. Xiaomi решил более жестко и оперативно контролировать сбыт в России и делает серьезную ставку на этот рынок, указывают в центре GS Group. По его данным, во втором квартале 2021 года доля России в глобальных поставках Xiaomi превысила 6%, что больше, чем у других крупных вендоров; такими темпами поставки китайской компании в России по итогам 2021 года могут превысить 11,5 млн смартфонов и стать новым рекордом для России, добавили в GS Group.
Доля Xiaomi в поставках смартфонов в Россию достигла 32,5% и, как сообщал “Ъ”, Xiaomi и его суббренд Poco впервые заняли первое место по продажам в штуках, обойдя Samsung.
Всего за первое полугодие 2021 года в РФ было ввезено 20,3 млн мобильных телефонов, что на 6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, и совсем немного меньше уровня 2018–2019 годов, указывают в GS Group.
Крупные вендоры часто переходят на прямые поставки; по схеме продаж с собственного склада в России работают Samsung, Huawei, Honor, указывает независимый эксперт в сфере электроники Аркадий Маркарьян. Для дистрибуторов в этом есть и плюсы: закупки товара в рублях убирают курсовые риски, ведь партнеры будут закупать уже ввезенный и растаможенный товар, другого официального пути не будет, говорит гендиректор «Марвел-Дистрибуции» Алексей Мельников. diHouse консультирует Xiaomi в вопросе самостоятельной организации импорта, сам же дистрибутор продолжит продавать продукцию Xiaomi крупнейшим ритейлерам в стране, сообщил исполнительный директор diHouse Андрей Тарасов. В сети «М.Видео-Эльдорадо», по словам ее представителя, представлен практически весь ассортимент Xiaomi, включая смартфоны, и планируется его расширять. В DNS не ответили на запрос “Ъ”, МТС, Ozon, «Ситилинк» отказались от комментариев.
Если у дистрибуторов уже сложились многолетние отношения с крупными ритейлерами, то китайцам с нуля «придется искать подход», отмечает источник “Ъ” в одном из партнеров производителя. Например, Xiaomi может быть «негибок» в объеме желаемых поставок. «При этом инструментов давления на федеральных продавцов у них нет»,— заметил источник.
Зато переход на прямые продажи позволит Xiaomi эффективнее бороться с серым импортом, считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Сейчас 20% ввезенных в Россию смартфонов Xiaomi — серые. И хотя год назад эта доля была на уровне 30%, это все еще больше, чем у других вендоров, добавил господин Муртазин.
Серая доля смартфонов Xiaomi занимает значимую долю продаж, согласен Аркадий Маркарьян. Отсутствие контроля за рынком создает преграды для официального развития канала сбыта, считает он. По мнению эксперта, прямые контракты с ритейлерами позволят снизить розничную цену на смартфоны на 10–15%, тем самым приблизив ее к расценкам на сером рынке. Таким образом, Xiaomi сможет потенциально увеличить долю продаж за счет пользователей, которые откажутся от покупки серых устройств, заключил господин Маркарьян.