Мы блокируем, нас блокируют
Юлия Степанова о борьбе блокировщиков друг с другом
Газета «Коммерсантъ» №141 от 11.08.2021, стр. 7
Новости о том, что Роскомнадзор заблокировал какой-либо ресурс, стали уже привычными: все знают, такая уж у ведомства работа. Но время от времени главному блокировщику рунета приходится выступать с прямо противоположными функциями. Недавно Роскомнадзор пожаловался на блокировку аккаунтов Захара Прилепина в социальных сетях. 22 июля был заблокирован Instagram писателя, а 5 августа — его Facebook. 23 июля Роскомнадзор потребовал от руководства соцсети «в максимально короткие сроки» разблокировать аккаунт и объясниться, почему она ввела ограничения. Такое сообщение Роскомнадзор опубликовал на своем сайте. Не получив ответа, 6 августа он повторил требования, и 7 августа аккаунт господина Прилепина в Facebook разблокировали. Instagram же, «убив мой журнал, начал убивать мои фото в журналах у других пользователей», пожаловался Захар Прилепин в разблокированном Facebook, расценив реакцию соцсети как «месть за участие Роскомнадзора в истории».
Почему же Роскомнадзор, заблокировавший вроде бы безобидный сайт с текстами песен Genius.com и сообщество художников DeviantArt, вдруг вступился за писателя? Ведомство объясняет, что происходящее можно расценить как вмешательство в выборы в Госдуму в 2021 году, ведь Захар Прилепин — кандидат в депутаты от партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду».
Это не первый случай пикировки с иностранными интернет-компаниями. Например, Роскомнадзор требовал от Google снять возрастные ограничения с фильма «Ржев. 500 дней в огне» на YouTube (компания это исполнила). Требовал вернуть видео Владимира Соловьева в раздел «В тренде» на YouTube (это тоже сделано) и разъяснить причины блокировки YouTube-канала «Царьград» (по этому поводу Google еще судится в Арбитражном суде Москвы).
Логика Роскомнадзора понятна — негоже заокеанским компаниям решать, какой российский контент блокировать, у советских собственная гордость, сочтем нужным — сами заблокируем. Возникает, конечно, вопрос сопоставимости потерь в этой войне блокировок. Так, российская аудитория Facebook составляет около 3,5% от глобальной, которая по итогам второго квартала достигла 2,89 млрд активных пользователей. Так что Россия — рынок для Facebook, видимо, пока незначительный. Конфликты здесь для руководства соцсети все равно что «драка в детском саду, которую можно прекратить, разведя драчунов по разным углам», иронизирует исполнительный директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев. Так-то оно так, но если бы иностранные компании не считали российский рынок перспективным, зачем бы им было вообще исполнять решения Роскомнадзора и Арбитражного суда далекой Москвы?