Туристов возвращают на землю
Происшествие на Камчатке может ограничить вертолетные экскурсии
«Коммерсантъ» от 12.08.2021, 18:38
Трагедия с перевозившим туристов на Камчатке вертолетом Ми-8 заставила местные власти ввести краткосрочный мораторий на такие полеты, задумавшись об их целесообразности в будущем. Сейчас их заказывают 35–40% посещающих регион туристов. Но массового оттока путешественников участники рынка не ждут: сезон заканчивается, большинство уже спланировали и оплатили отдых. Хотя негативный информационный фон может привести к ограничению на перевозки туристов отдельными типами вертолетов.
Власти Камчатки ставят перед собой задачу уйти или по крайней мере минимизировать вертолетные перевозки туристов. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Глава региона добавил, что такие путешествия — дорогие и не совсем безопасные, но признал, что альтернатив у туристов сейчас не много. На многие туристические маршруты, в частности в Долину гейзеров или Курильское озеро, путешественники могут добраться только на вертолете.
Выступление губернатора — реакция на происшествие с вертолетом Ми-8 компании «Витязь-Аэро», совершившим жесткую посадку на Курильском озере. На борту находились 16 человек, 13 из которых туристы. Спастись удалось восьми пассажирам, четверо из которых, согласно сообщению Ростуризма, находятся в больнице. Найти живыми остальных, по мнению господина Солодова, шансов мало. Местные власти на этом фоне приняли решение о приостановке туристических вертолетных полетов на 12 и 13 августа, запланирована дополнительная проверка безопасности при оказании услуг.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе говорит, что если бы экскурсионные вылеты не были остановлены, туристы, скорее всего, сами бы отказались от них из-за возникших опасений.
По ее словам, у туроператоров пока нет окончательной информации о компенсации путешественникам. Госпожа Ломизде предполагает, что большинству туристов будут предложены альтернативные автомобильные или пешеходные маршруты.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин добавляет, что некоторым туристам предлагают перенести вертолетную экскурсию или вернуть деньги. По его мнению, в дальнейшем в регионе может быть введен мораторий на использование для перевозки путешественников вертолетов Ми-8. «Это устаревшие, шумные и неэкологичные машины»,— указывает господин Ромашкин. Но, отмечает он, единственная существующая альтернатива полету — поездка на вездеходе, длительностью 13–15 часов.
Эксперты в отрасли сравнивают возможность запрета турперевозок на вертолетах с идеей прекратить автобусные экскурсии после крупного ДТП. Ограничительные меры лишь ухудшат общую безопасность полетов и ударят по экономике регионов, считает руководитель авиационного сообщества «Открытое небо» Владимир Гончаров. По его словам, имеет смысл обратить внимание на обучение пилотов, условия и систему оплаты их труда. Еще в 2019 году МЧС и Ространснадзор выявили у авиакомпании «Витязь-Аэро» ряд нарушений. Как сообщает «Интерфакс», речь шла о переработках и недостаточной подготовке экипажей воздушных судов.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году Ространснадзор выявил, что «Витязь-Аэро» не проводил «своевременное не реже одного раза в течение последовательных семи месяцев обучение по теоретической подготовке и сдаче экзамена к выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях».
«Для увеличения безопасности полетов у пилотов должна быть фиксированная зарплатная ставка, чтобы не вынуждать сотрудников пренебрегать отдыхом, метеорологическими условиями и техсостоянием машины»,— говорит господин Гончаров. Кроме того, по его словам, обучение коммерческих пилотов в РФ растянуто на 3–5 лет, но качество подготовки выпускников отстает от уровня пилотов, отучившихся в странах с развитым рынком перевозок.
Майя Ломидзе добавляет, что сейчас «Витязь-Аэро» — единственный известный крупный организатор вертолетных экскурсий на Камчатке. По ее расчетам, до трагедии их заказывали 35–40% гостей региона. Отпугивающим фактором для многих оставалась высокая стоимость. По оценкам Сергея Ромашкина, в среднем полет летом стоил 40–45 тыс. руб. на человека, а общая стоимость недельного тура из Москвы — 100 тыс. руб.
По данным властей Камчатского края, по итогам 2020 года регион посетили 91,5 тыс. туристов. На фоне ограничений показатель оказался на 56% ниже, чем в 2019 году. Но участники рынка ранее обращали внимание на то, что в целом популярность направления у путешественников растет. Так, по итогам третьего квартала 2020 года в KPMG отмечали, что турпоток на Камчатский край вырос в полтора раза относительно аналогичного периода прошлого года.