Перелет через плюс
Долгожданная прибыльность Utair может оказаться недолговечной
Utair впервые за семь лет закончила первое полугодие, традиционно малоприбыльное для авиации, без убытка. Прибыль компании по РСБУ составила 15 млн руб. против чистого убытка в 2,8 млрд руб. годом ранее. В компании связывают успех периода с ростом пассажиропотока, субсидиями, а также тем, что ей пошли навстречу кредиторы и лизингодатели. Однако аналитики считают, что главным фактором стали финансовые успехи вертолетной «дочки» авиакомпании, а позитивная динамика носит разовый характер.
Авиакомпания «ЮТэйр» смогла сократить миллиардные убытки. В первом полугодии она получила 15 млн руб. чистой прибыли по РСБУ против чистого убытка в 2,8 млрд руб. годом ранее. Выручка увеличилась на 37%, до 19,9 млрд руб. Пассажиропоток вырос на 3,5 млн пассажиров, или на 63%, к первому полугодию 2020 года. В последний раз Utair демонстрировала успехи в традиционно менее прибыльные для отрасли первые два квартала в 2014 году. Тогда чистая прибыль составила 5,4 млн руб.
Финдиректор Utair Игорь Петров отметил, что хорошие результаты полугодия стали возможны в том числе благодаря «поддержке правительства, коммерческих партнеров, кредиторов, лизингодателей». По данным портала «Госрасходы», в 2020 авиакомпания получила 1,7 млрд руб. субсидий. Но аналитики отмечают, что в большей степени на результаты благоприятно повлиял контроль над расходами.
Во втором квартале компания зафиксировала операционную прибыль 990 млн руб., что на 52% превышает уровень того же периода докризисного 2019 года, отмечает аналитик НРА Алла Юрова.
Другим ключевым фактором стало уменьшение процентов к уплате на 1 млрд руб. на фоне сокращения объема долга на четверть относительно уровня первого полугодия 2020 года и смягчения условий по ряду кредитов, отмечает она.
Компания получила доходы от участия в других организациях в размере 267 млн руб. Возможно, источник этих средств — дочернее АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», предполагает госпожа Юрова. В 2020 году операционная прибыль АО составила 1,8 млрд руб., что в 12 раз выше показателя 2019 года. «Выручка вертолетного подразделения осталась примерно на уровне 2019 года, тогда как себестоимость снизилась на 8%,— говорит эксперт.— Это может отражать изменения характеристик услуги и повышение ее цены на фоне наблюдающегося повышения спроса на грузоперевозки». Она отмечает, что в 2020 году выручка группы «ЮТэйр» от обслуживания ООН, одного из основных работодателей вертолетного подразделения, выросла на 3% к 2019 году, тогда как прямые расходы на обеспечение миссий ООН снизились в пять раз. В отчетности группы по МСФО говорится, что выручка от вертолетного обслуживания на территории РФ, где преимущественно та обеспечивает перевозки персонала компаний ТЭКа и миссий ООН, составила 21,35 млрд руб. против 20,85 млрд руб. годом ранее. Дочерняя структура Utair остается крупнейшим вертолетным оператором в стране, и, судя по всему, нет оснований считать, что 2021 год получится у них более слабым, соглашается директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
Позитивная динамика доходов компании носит не связанный с основной деятельностью, предположительно «разовый» характер, полагает аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин, отмечая, что рост выручки пропорционален прогнозному росту пассажиропотока. Он ожидает, что чистая прибыль Utair по итогам 2021 года оценочно составит порядка 0,9 млрд руб. Позитивные результаты полугодия, считает он, сильно не улучшат котировки Utair с учетом отсутствия дивидендных выплат и низкой оценки по мультипликаторам.