Стойки под ключ
«Росатом» выкупит дата-центр у PNK Group
Газета «Коммерсантъ» №125 от 20.07.2021, стр. 9
Структура «Росатома» может купить дата-центр на 4 тыс. стоек, который в Москве строит «под ключ» PNK Group. Сумма сделки оценивается на уровне 13 млрд руб. По словам участников рынка, это первый случай, когда центр обработки данных (ЦОД) строится не для сдачи в аренду, а на продажу. С учетом дефицита вычислительных мощностей на рынке ЦОД такая модель заинтересует и других инвесторов, в том числе крупных застройщиков, полагают эксперты.
Девелопер PNK Group ведет переговоры о продаже «Атомдата-центру» (принадлежит «Росатому»; занимается строительством и эксплуатацией дата-центров) ЦОД в Медведково мощностью 4 тыс. серверных стоек, рассказали “Ъ” источник, знакомый с ходом переговоров, и два участника рынка ЦОД. Из данных на сайте PNK Group следует, что площадь дата-центра составит 24 тыс. кв. м, нагрузочная мощность — до 8 МВт, а категория надежности — Tier III/IV. В PNK Group отказались комментировать переговоры, отметив лишь, что объект еще строится. В «Росатоме» не ответили на запрос “Ъ”.
Эксперты оценивают стоимость такого проекта в $170–180 млн (13,4 млрд руб.). По словам гендиректора оператора ЦОД 3data Ильи Хала, если сделка состоится, это будет первый прецедент, когда в России применят модель строительства и продажи дата-центра «под ключ». «Сегодня в стране дата-центры строят только профильные компании для себя или сдачи в аренду по модели colocation (аренда стойко-мест), строительство занимает от двух до четырех лет»,— объясняет он.
По оценке iKS-Consulting, объем рынка коммерческих ЦОД в России в 2020 году составил около 44 млрд руб., а к 2023 году вырастет до 82,2 млрд руб. Коммерческие ЦОД, по информации агентства, сейчас предлагают около 50 тыс. стойко-мест по модели colocation. Основной рынок сосредоточен в Московском регионе, на который приходится 73% стоек. При этом в последние несколько лет рынок испытывает заметный дефицит предложения. «Но уже в следующем году за счет новых проектов оно снова превысит спрос»,— считают в Ассоциации участников отрасли ЦОД.
«Росатом» вышел на рынок в сентябре 2019 года, запустив ЦОД «Калининский» в Тверской области. В сентябре 2020 года госкорпорация объявила об инвестициях в размере 3 млрд руб. в ЦОД в Татарстане, а в марте купила за 2 млрд руб. ЦОД обанкротившейся Xelent и заявила о планах увеличить его мощность с 954 до 1,5 тыс. стойко-мест (см. “Ъ” от 26 марта). Таким образом, покупка дата-центра на 4 тыс. стоек укладывается в политику «Росатома» по наращиванию собственных вычислительных мощностей.
Покупкой такого объекта может интересоваться множество компаний, поскольку дефицит вычислительных мощностей наблюдается прямо сейчас, считает Илья Хала. По его информации, строительство ЦОД привлекает и других девелоперов. В частности, весной стало известно, что крупные застройщики планируют проектировать небольшие площади под установку центров обработки данных в коммерческой и жилой недвижимости (см. “Ъ” от 1 марта).
Девелоперская модель в отрасли ЦОД в мире уже широко используется, но для России в новинку, отмечает президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Игорь Дорофеев. В то же время у схемы есть риски: «Отрасль ЦОД требует понимания и опыта продаж, здесь недостаточно построить жилье или торговый центр, который так или иначе будет продан. Важно понимать технологическую и коммерческую сторону вопроса: локацию, масштаб, доступ к ресурсам, применяемые инженерные решения». Всего этого сейчас у девелоперов нет, и им нужно привлекать специалистов или даже целые команды, чтобы быстро нарастить экспертизу, подчеркивает эксперт.
Для девелоперов это возможность заработать на новом, растущем рынке, считает ведущий аналитик iKS-Consulting Станислав Мирин: «Плюс в том, что они обладают продвинутыми компетенциями в строительстве и возможностью выбора площадок». Кроме того, добавляет он, сегодня повышается привлекательность территории или крупного девелоперского объекта, если на его территории находится широкий спектр инфраструктуры, а ЦОД как раз входят в эту сферу.