Туризм пропишут в регионах
Субъекты федерации могут обзавестись цифровыми паспортами
Газета «Коммерсантъ» №139/П от 09.08.2021, стр. 9
Отсутствие единой системы оценки туристических возможностей регионов беспокоит участников рынка. «Опора России» предложила вице-премьеру Дмитрию Чернышенко создать для субъектов РФ цифровые туристические паспорта, которые должны содержать необходимую информацию для путешественников и потенциальных инвесторов. Из-за принципиально разного и часто формального подхода к туристической статистике собранные регионами цифры едва ли будут релевантными, считают эксперты.
«Опора России» предложила вице-премьеру Дмитрию Чернышенко рассмотреть инициативу по созданию для каждого субъекта РФ цифрового туристического паспорта. Копия письма организации есть у “Ъ”. Паспорта позволят стандартизировать подходы к определению статуса туристического развития, изучить потенциал и конкурентные преимущества регионов, говорится в тексте. Это облегчит возможность принятия решений о развитии на местах туристической инфраструктуры и федеральных мерах поддержки, считают в «Опоре». В аппарате господина Чернышенко сообщили, что письмо на рассмотрение пока не поступало, но назвали инициативу правильной и своевременной.
Разработанный «Опорой России» прототип туристического паспорта подразумевает наличие общего описания региона с указанием действующих отраслей и предприятий, крупных учебных заведений, значимых событий, связанных с локацией известных персоналий и пр. Также планируется закрепить наличие и характеристику участков, пригодных для строительства туристических объектов. Отдельные разделы в паспорте организация предлагает посвятить данным о туристических ресурсах, существующих средствах размещения, предприятиях общепита, туроператорах и агентах, транспортной доступности и туристических маршрутах.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников поясняет, что сейчас мониторинг туристических возможностей регионов фактически не ведется и для инвесторов потенциал и текущие возможности большинства субъектов РФ до сих пор неочевидны. В аппарате Дмитрия Чернышенко напомнили, что унифицированные туристические паспорта регионов уже разрабатывались Минкультом, но сейчас сведения в них регулярно обновляют только отдельные субъекты страны. Там же уточнили, что корпорация «Туризм.РФ» взаимодействует с регионами, формируя в том числе базу комплексных инвестпроектов.
Зарина Догузова, глава Ростуризма, в интервью “Ъ” в декабре 2020 года
Россия по всем показателям отстает от туристически развитых стран в среднем в три раза
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин поясняет, что сейчас цифровая проработанность регионов для туристов сильно различается. По его словам, в мире большинство туристических возможностей перешли в онлайн, но в России это характерно только для крупных городов, а многие региональные природные заповедники все еще просят лично оформлять бумажные пропуска. Он указывает на то, что многочисленные попытки властей до сих пор не привели к созданию единых информационных ресурсов. «Даже профессиональные участники рынка не знают, где собрана вся информация хотя бы о Москве»,— отмечает он.
Заинтересовать проектом инвесторов будет сложнее. Основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич поясняет, что специфика российского гостиничного рынка — в минимальной доле профильных инвесторов, а большинство потенциальных владельцев отелей — предприниматели, заработавшие капитал в других отраслях. По его словам, им требуется максимально понятный инвестиционный пакет. «Обычно регион сам определяет, какие гостиницы ему нужны, заказывает расчет их экономической модели у консультантов и привлекает банки, которые могут такие проекты кредитовать, после этого предложение будет интересно инвесторам»,— поясняет господин Ивашкевич.
Сергей Ромашкин тоже сомневается, что сегодня система региональных паспортов сможет сильно упростить жизнь инвесторов из-за отсутствия единого подхода к оценке показателей деятельности субъектов РФ, прежде всего турпотока. «Регионы пользуются разными методиками для оценки числа туристов, сейчас эти цифры часто завышены и, по сути, ничего не говорят бизнесу»,— объясняет он. К этому добавляется и формальный подход многих губернаторов к оценке показателей туристической отрасли, продолжает господин Ромашкин. Например, оборот гостиниц субъекта РФ рассчитывается исходя из выручки только зарегистрированных средств размещения, а их может быть в разы больше.